«Влияние театрализованной игры
на формирование личностных компетенций ребёнка - дошкольника»
Важное значение в жизни
ребёнка-дошкольника имеет театрализованная игра. Особенность театрализованной игры с остоит
в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только
изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные
литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую
тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации,
но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей
больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность
исполняемых ролей.
Таким образом, именно
сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое
дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются
параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а
театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают
близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры. В сюжетно0ролевой игре дети
отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из
готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре
инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на
выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре
является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в
театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие
дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке
в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность,
наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность
фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети, склонные к
тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю
утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания,
сосредоточенности.
И, как показывают
практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности,
совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении
эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Для успешного
формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности
необходимо соблюдать ряд условий:
* приобщать детей
к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении
взрослых.
Чередование просмотров
спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы
жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей,
постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все
более свободно чувствовать себя в творческой игре.
* Педагог должен
осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю
необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему
беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных
средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее
должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность
чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем
или иным ситуациям.
* Огромную роль в
осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.
При рассматривании
иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния
персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т.
д. )
При организации игр можно
использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно
эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например,
на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают
землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в
котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно
разыграть с куклами бибабо.
* Необходимо
предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в
сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
* Учиться творчеству
можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые формы
работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки»,
«Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и
различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов,
костюмов.
Социально-психологические
особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в
совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени
возникающюю потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна
быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в
котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед
зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В группе для детей 2-4
лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В
группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так
же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях
учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной
деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная
деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и
развивающую функцию.
Участвуя в
театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками
событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может
быть разнообразной.
Воспитательное значение
театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг
к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр,
которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх
развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они
не только говорят, но и действуют как сказочные герои.
Полезно использовать
любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно,
удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д) Так у детей развивается
мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
В театрализованной игре
дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация,
вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность
речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От игры к игре нарастает
активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ,
овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать
ответственность за успех игры.
Итак, театрализованная
игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором
наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное
позволяет сделать следующие выводы:
- В
процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об
окружающем мире;
- Развиваются
психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение,
стимулируются мыслительные операции;
- Происходит
развитие различных анализаторов;
- Активизируется
и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи,
звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона
речи, темп, выразительность речи.
- Совершенствуется
моторика, координация, плавность, переключаемость,
целенаправленность движений.
- Развивается
эмоционально-волевая сфера;
- Происходит
коррекция поведения;
- Развивается
чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт
нравственного поведения;
- Стимулируется
развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- Участие
в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный
интерес, увлекают
их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий